Дольщикам, недовольным качеством квартир в новостройках, ограничат возможность выходить с судебным иском к застройщику. Соответствующий законопроект подготовил  комитет Госдумы РФ по строительству и ЖКХ в качестве меры борьбы с потребительским экстремизмом.

Депутаты-единороссы из Комитета ГД РФ по строительству и ЖКХ намерены внести в нижнюю палату парламента законопроект, направленный на  пресечение попыток покупателей заработать с помощью исков к девелоперам, - пишут Известия. По данным издания, документ поддержал Минстрой.

Сначала недовольным собственникам квартир придётся обратиться с жалобой к застройщику, который будет обязан в двадцатидневный срок устранить недостатки. В случае неисполнения обязательств граждане смогут потребовать соразмерного снижения цены договора или возмещения затрат на устранение недостатков третьими лицами. Если договориться с застройщиком так и не получится, то граждане смогут обратиться в суд. 

По информации председателя подкомитета Торгово-промышленной палаты по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью, Сусаны Киракосян, число исков к девелоперам от дольщиков за последние годы значительно выросло. В 2020 году было подано 23 тысячи исков на общую сумму 9,8 млрд рублей, в 2021-м — 33 тысячи на 13,3 млрд рублей, в 2022 году — 37,8 тысяч исков на 16,6 млрд рублей, - рассказала эксперт, ссылаясь на данные Верховного Суда РФ.

Действующее законодательство предусматривает несколько вариантов действий для дольщиков, которые остались недовольны качеством квартир при приёмке.  Собственники могут договариваться с застройщиком об устранении недостатков, запроситькомпенсацию во внесудебном порядке или же сразу подать в суд. Также дольщик имеет право отказаться от договора, если недостатки слишком серьезные.

«Инициатива предполагает введение презумпции добросовестности застройщика. При этом важно, чтобы право гражданина обращаться к государству напрямую не ущемлялось», — прокомментировал эксперт ОНФ Павел Склянчук.

Один из авторов инициативы,  депутат и член профильного комитета ГД РФ Сергей Колунов отмечает рост потребительского терроризма в сфере строительства. Причем нередко истцы становятся жертвами недобросовестных юристов, которые выставляют к девелоперам необоснованные претензии и штрафы, обещая дольщикам хорошие компенсации. По факту же большая часть отсуженных средств уходит на оплату их услуг. По данным депутата, ежегодные потери застройщиков от действий таких юридических компаний оцениваются в 4 млрд рублей. Между тем, выявляемые недостатки, зачастую, не столь серьезны, чтобы обращаться сразу в суд. К тому же девелоперы чаще всего готовы их оперативно устранить в досудебном порядке.

Впрочем, есть и иное мнение относительно инициативы. Руководитель направления ремонтов и профессиональной приёмки квартир федеральной компании «Этажи» Анастасия Голова считает, что  учесть права дольщиков и защитить застройщиков одновременно очень непросто. По её словам, около 90% предъявляемым к застройщикам претензий вполне обоснованы.  Прежде всего, они относятся к отделке стен, заливке пола, оконным конструкциям и дверям, ведь неудовлетворительно построенное жильё сегодня не редкость.

Опрошенные изданием эксперты сходятся во мнении, что предлагаемая правовая концепция должны быть детально продумана, чтобы обеспечивать защиту прав потребителей и одновременно предотвращать злоупотребления с их стороны.

 

Саша Колесникова

Фото: Jocke Wulcan (unsplash.com)